Долги надо отдавать.

Сегодня был полностью взыскан долг со злостного неплательщика ООО «Калина», компании, в который мы внедряли наш продукт index.CRM. Немного истории. ООО «Калина» обратилась к нам за внедрением решения для автоматизации их деятельности в области строительства и взаимодействия с удаленными подрядчиками. Выбрали нашу систему, согласовали ТЗ, получили аванс и начали работать. Сам бизнес-процесс не был отлажен, и по сути компания была новым проектом на стадии старта. Система разрабатывалась и внедрялась в течение четырех месяцев, а затем со стороны заказчика началось откровенное «динамо»: сложности со связью, затяжки при приемке работ и т. д. Стала и понятна причина всего этого — бизнес в задуманной модели не пошел и разработка перестала представлять для клиента интерес. Но поскольку разработка была уже на завершающей стадии удалось сдать работы и подписать акты. После чего началось уже совсем тупое динамо с оплатой, обещания, проколы сроков, новые обещания и наконец клиент совсем перестал выходить на связь.

Пришлось переводить общение в юридическую плоскость. Была отправлена досудебная претензия по всем правилам с уведомлением о вручении — тишина. Далее иск в суд, с копией ответчику — в ответ снова тишина. Встретились в суде и тут совсем начался неадекват. При подписанном акте и работающей системе заказчик совершенно надуманно пытался убедить нас и суд, что система не соответствует предъявляемым в техническом задании требованиям. В итоге, чтобы не затягивать процесс мы пошли на встречу ответчику и подписали мировое соглашение, в котором ответчик должен был погасить половину долга в течение определенного срока, мы ударными темпами реализовать его несколько хотелок за бесплатно (которые не были предусмотрены первоначальным ТЗ), и затем получить оставшуюся часть суммы. Мировое соглашение было подписано и зафиксированно судьей, но до следующего судебного заседания половины полагающейся нам суммы мы так и не получили. На следующем судебном заседании судья полностью принял нашу сторону и удовлетворил иск, оценив неадекватное поведение ответчика.

После вынесения решения ждем месяц — срок на апелляцию. Ответчик в самый последний день приносит документы с подачей апелляции. На что надеются, с какой целью — непонятно. Апелляция рассматривается в Перми. Повторное рассмотрение назначают примерно через месяц. Опять тратим время и деньги, решение остается в силе. Получаем исполнительный лист и запускаем процедуру взыскания. Сам процесс взыскания — это отдельная пьесса. Приставы захлебываются в потоке исполнительных листов и совершенно не торопятся по ним работать.

Сегодня, наконец-то, деньги получены в полном объеме. На все потрачен примерно год, куча нервов и ощутимая сумма денежных средств.

Какие выводы хочется сделать из всей этой истории.
1. Мне так никогда и не понять людей, которые не отдают свои долги, просто потому что им этого не хочется, хотя умом понимают, что должны. Мало того, еще меньше я могу понять тех, кто агрессивно принимает все возможное, чтобы не платить. Конечно, понятна их мотивация: «А вдруг, удастся не заплатить, или даже если заплатим, то как можно позже». Но мне совершенно не понятно, как можно торговать своей репутацией, честью и совестью.
2. Часто усилия по взысканию денег (особенно при малых суммах), не стоят этих денег, проще плюнуть и заработать новые. Но тем не менее мы дожимаем такие случаи до конца, поскольку «забыть и простить» будет только стимулировать неадекватные компании продолжать работать с подрядчиками и поставщиками таким некрасивым образом.
3. Умиляет наша судебная система. Штраф за просрочку получить больше чем ставка рефинансирования ЦБ — не реально. Сумму компенсации затрат на работу по взысканию часто урезают до каких-то несерьезных цифр. Приставы могут не работать по исполнительным листам годами, если не подталкивать этот вопрос, то даже с решением суда деньги получить очень сложно. Благодаря всему этому в нашей стране становится выгодно не платить и это только стимулирует размножение таких людей и компаний, про которых я писал в первом пункте.

Ну и резюмируя скажу: ДОЛГИ НАДО ОТДАВАТЬ ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ И В СРОК!

8 комментариев to “Долги надо отдавать.”

  1. vkontakte.ru Елена Хохолева:

    Из пунктов 2 и 3 как раз получается, что удивление по пункте 1 нелогично. Те, кто не платят, всегда надеются, что истец забьет на взыскание, поняв, что ему финансово это не выгодно. А честь и достоинство, в отличие от прибыли, волнуют не многих, к сожалению.

  2. Den:

    взыскивать долги до 200 000 рублей дело неблагодарное и неокупающее себя это давно известно, так чему тут удивляться то? все кто в услугах работают обычно закладывают в цену 7-10% именно на таких клиентов, один из десяти точно козлом окажется

    • К счастью, у нас этот процент значительно меньше, видимо удачно отсекаем говно-клиентов еще на стадии предварительной работы. Тут дело не в деньгах, а дело принципа. Если кто-то не платит по долгам, его надо дожимать всеми возможными способами, чтобы каждый такой гад знал, что расплата неизбежна. Да это трудно, долго и часто нерентабельно, но делать это надо.

  3. Den:

    мы то же были молодыми и не понимали компромиссов, но бухгалтерские балансы научили трезво смотреть на мир 🙂
    не я призываю прощять, я просто говорю, что это себе дороже, К СОЖАЛЕНИЮ

    • Мы уже не такие молодые.
      А компромис — это решение, которое никого не устраивает 🙂 В чем тут компромис? Забыть/забить?
      В общем, странные советы я слышу, потому что, во-первых, поощрять неплательщиков — это зло и спорить с этим может только сам неплательщик. Во-вторых, в данном конкретном случае мы потратили на взыскание примерно процентов 10-15 от суммы долга и большую часть удалось возложить на ответчика и взыскать с него. Да, это было долго, но лучше долго получать свои деньги, чем никогда.

Коментарии