Яндекс «Атом». Псевдо-адаптация под конкретного пользователя.

yandex-atom-ryspekov.com_

От «Крипты к Атому».

Технология «Крипта»  была основана на методе машинного обучения Матрикснет и работает она по принципу: Исследовать поведение в интернете типичных представителей определенной целевой аудитории и научиться её определять. Дальше «Крипта» изучает поведение типичных представителей (историю запросов, историю посещений сайтов, когда посещают, сколько запросов пишут в строке поиска – всего факторов для изучения около 300). И дальше для каждого пользователя рассчитывается процент принадлежности к той или иной группе типичных представителей.

«Крипта» применяется в контекстной и медийной рекламе.  И именно благодаря ей вас преследуют объявления, например, о заказе такси на разных сайтах, если вы недавно в строке поиска Яндекса забивали фразу «такси недорого».

А что же такое  «Атом»?

По сути это та же «Крипта» только применима она не к показам контекстной рекламы, а непосредственно к посещаемому сайту и результатам поиска в Яндексе.

Другими словами подстраиваются под пользователя именно  естественные результаты поиска и сам сайт, на который попадет пользователь.

Как это работает?

«Атом» определяет, на какую типичную группу пользователей похож данный посетитель Яндекса или конкретного сайта и, если на сайте произведены предварительные настройки, то этот пользователь видит персонализированный под этого посетителя сайт или конкретный результат поиска.

Прям чудеса какие-то, скажете вы. Так и есть. Почти…

На самом деле технология «Крипта» позволяет собрать очень много информации о пользователях и примерно определить, кем бы мог быть этот пользователь. Рисует портрет так сказать. Но это все слишком обще и индивидуальности таким путем не добиться.

Т.е. по данной технологии можно сказать, что на мой сайт попало не просто 1000 человек, а 500 бизнесменов, 300 домохозяек и 200 подростков. Вам достаточно?

А как быть если я 2 дня искал, где купить пиццу, читал отзывы, выбирал компании, задавал уточняющие запросы про свежесть продуктов и наличие именно мяса в пицце, а на третий день купив её – отравился, да так, что глядеть не могу на еду. И вот я захожу в интернет, в поиск, чтобы найти, где купить что-нибудь от отравления, а мне Яндекс делает подсказку: «только сегодня скидка на все пиццы 40%». Вот и негативная сторона.

Хотя Яндекс и утверждает, что параметры, по которым навешивается ярлык типичного представителя определенной группы пересчитываются и переучитываются каждый день. Но верится с трудом. Все еще свежо в памяти, когда подобные объявления ходили за мной около двух недель.

Еще одно негативное мнение пользователей уже сейчас: «Почему Яндекс должен решать, что мне показывать на сайте?» И правда, почему?

Потому что он больше знает? Или потому что я своими действиями дал повод Яндексу думать, что я, бизнесмен Олег Юрьевич, в возрасте 75 лет с простатой и ректальной дисфункцией, а на самом деле я блондинка-школьница, мне 13 лет и я искала лекарства для своего дедушки, который переживает не лучшие времена в своей жизни.

И какое будет удивление её подруг, когда одна из них попросит планшет, чтобы в интернет-аптеке заказать лекарство от простуды и зайдет на любимый сайт – а там: «Только сегодня! Распродажа таблеток от ректальной дисфункции! Закрепи свой стул, избавься от поноса». Минимум смех и унижение ждет обладательницу планшета, а о более серьезных последствиях и говорить не хочется.

Выводы.

В общем, выглядит сама идея хорошо, мол думаем о пользователе, адаптируем сайт под каждого посетителя, показываем только актуальную и действительно нужную информацию посетителю.

А если начать разбираться, то всплывают разного рода противоречия. И сейчас пользователи интернета разделились минимум на 3 аудитории:

1. На фиг это нужно, не хочу, чтобы за мной следили.

2. Все круто, Яндекс молодец.

3. Мне как-то  глубоко плевать на ваши заморочки, как искал в Google, так и буду

А что считаете вы?

2 комментария to “Яндекс «Атом». Псевдо-адаптация под конкретного пользователя.”

  1. Dmitry Nikitin Dmitry Nikitin:

    Действительно, была такая тема. Я уже успел о ней забыть.
    Сразу после презентации Атома у меня возникли два вопроса:
    1. Получается, что владельцы сайтов, сотрудничающие с Яндексом через Атом, получат бонус в ранжировании через значительное увеличение качества внутренних поведенческих факторов?
    2. Как Яндекс будет ранжировать сайты? Ведь то, что увидит он, может кардинально отличаться от того, что увидит посетитель. Или ему будут доступны все варианты, предлагаемые вебмастером? На основании какой версии контента будет строится выдача?

    • Со вторым пунктом тоже согласен…какой то бред получается…если сайт постоянно получается разный…то тогда какой он будет на самом деле!?

Коментарии