Социальные сети 2.0

На данный момент в мире насчитывается 23 глобальных социальных сети. Скорее всего, про часть из них вы даже не слышали. А еще десятки новых сетей появляются и закрываются каждый месяц. Всего 10 соц сетей имеют ежемесячную аудиторию больше 100.000.000 человек. Да я специально написал нолики, чтобы вы почувствовали масштаб. Это аудитория больше, чем население многих европейских стран. Так к чему это всё, а к тому, что никто не будет отрицать, что влияние социальных сетей в нашей жизни все больше и с каждым годом оно лишь усиливается. На данный момент соц сети — это не просто сайты в интернете на которых тусуются люди. Это огромная индустрия со своими лидерами и аутсайдерами, миллиардными оборотами, новыми профессиями и огромным влиянием на практически все слои населения.

Откуда же взялось такое влияние и как обстоят дела сейчас. На самом деле, если говорить в глобальных масштабах, то в мире ничего не изменилось. Есть Facebook, Twitter, Instagram — основной пул соц сетей которые есть в закладках браузера или в виде приложений на телефоне у подавляющего большинства активных и не очень интернет-пользователей (к списку можно добавить еще YouTube, однако формально он не считается соц сетью, а просто видеохостинг).

В России же всё несколько отличается.

Первой обширной соц сетью стали Одноклассники, которые были запущены 4 марта 2006 года, а чуть позже (10 октября 2006 года) свет увидел ВКонтакте. Для сравнения Facebook появился 4 февраля 2004 г., то есть более чем на 2 года раньше и к моменту запуска своей российской копии уже обзавёлся многотысячной аудиторией (а в 2007-м был оценен в 15 млрд $).

Далее происходили постепенные и весьма органические процессы прироста аудитории как ВКонтакте так и Одноклассников, позже люди стали узнавать про западные сайты и сервисы и регистрироваться там.

Этот краткий экскурс в историю был необходим для того, чтобы понять две вещи:

  • Очевидно, что наши сайты — это копии, да хорошие и качественные, со своей индивидуальностью, но копии.
  • Явление соц сетей — появилось по сути случайно и долгое время не привлекало к себе никакого внимания со стороны властей и контролирующих органов.

И вот именно во втором пункте кроется то, почему эти сайты стали так влиять на общественную жизнь — на них писали правду… реальные люди писали реальные истории, обсуждали их открыто, высказывали свою точку зрения, не стесняясь в выражениях и способах. И в целом в США, Канаде части Европы всё так и осталось. Популярность таких историй связана с психологией, большей части людей всегда было и будет интереснее следить за чужой жизнью нежели разбираться в своей. Так же эти сайты стали самым удобным способом коммуникации на расстоянии. Отпала необходимость разговаривать, ведь зачем говорить, есть можно написать. Чуть позже было проведено исследование, которое показало, что люди, которые общаются сообщениями испытывают меньше стресса чем те, что разговаривают по телефону. Более того, в Японии сейчас считается неприличным обсуждать рабочие вопросы по телефону — только сообщения или почта.

Постепенно чувство доверия к историям друзей трансформировалось в чувство доверия ко ВСЕМУ что люди встречают в соц сетях, и на период 2010-2014 годов выпал пик этого чувства. Появились лидеры-мнений выросшие «из народа», сейчас их именуют блогерами, разумеется мало кто из современных топовых блогеров задумывался о том, что их хобби превратится в многомиллионную индустрию рекламы. Этим стали пользоваться недобросовестные политики, продавцы и прочие нелицеприятные люди и компании — платя небольшие (даже по тем временам) деньги за рекламу своей продукции блогерам, которые рассказывали о ней своей аудитории, а те ввиду огромного доверия, сметали товары и услуги подчистую ведь «это посоветовал» их любимый блогер, а ему разумеется можно верить. Доходило и до рекламы финансовых пирамид и подделок наушников, которые позже оказались настолько некачественными, что их краска была токсичной и контакт с окрашенной поверхностью оказывал на кожу весьма негативный эффект. Доказательство.

Из-за участившихся случаев обмана и некачественного продукта, рекламируемого блогерами, сегодня люди стали видеть обман во всем. Все чаще в комментариях под видео или постами с «советами» блогеров можно встретить комментарии вида «Продался, отписка!». Однако, тот факт, что рекламу продолжают размещать значит лишь то, что продажи все так же идут и изрядно выросший рекламный ценник не пугает клиентов. (а еще согласно последним опросам, самой желанной будущей профессией для детей 12-16 лет является — блогер, грустно это).

Заметив то, каким доверием и спросом пользуются соц сети их создатели начали монетизацию, запустив самый логичный инструмент — рекламные места и рекламный кабинет. Теперь каждый человек можно прорекламировать что угодно (в рамках закона, конечно). Все деньги, разумеется, получает та платформа, на которой вы собственно и запускаете свою рекламную кампанию. Исходя из этого появились несколько новых профессий (таргетолог, SMM-специалист, а зачастую это 2 в 1), а как следствие новые рабочие места.

К сожалению современные отечественные реалии вносят определенную ложку дегтя в бочки меда, которые создаются энтузиастами. Так, после смены руководства ВКонтакте государственный контроль за материалами усиливается с каждым месяцем, а порой доходит до абсурда (истории про «сажают за репост» уже все слышали). Исходя из этого люди находят несколько вариантов сохранения атмосферы «свободы» в интернете:

  • Многие упражняются в сарказме и пишут такие посты, в которых прямой смысл читается очень политкорректно, однако все читающие понимают ироничность и абсурдность написанного.
  • Уходят из соц сетей вообще и обсуждают наболевшие вопросы лично… то есть возвращаются к образу жизни который называют «before social network life».
  • Более технически подкованные люди уходят в «даркнет» или теневой интернет. Погуглите, если не знаете, что это.
  • Социальные сети 2.0, новинка 2017 года — соц сети на основе технологии blockchain, которые при этом не требуют наличия доступа в даркнет.

Коротко, в чем суть — децентрализованное хранение информации. Создатели соц сети не имеют доступа ко всей информации как это происходит в случае с текущими глобальными сетями с собственными серверами и базами данных. Это, разумеется, в разы повышает «приватность» информации. То есть чтобы контролировать всех, государство должно, условно, к каждому человеку приставить «наблюдателя» (интересный способ, применять его мы конечно не будем). Хорошо это или плохо каждый решит сам, так как есть как плюсы, так и минусы, но определенно можно сказать, что в таких соц сетях вы можете более свободно высказывать своё мнение без опаски присесть по два-восемь-два.

Наверняка многие знаю, что изначально вся технология blockchain получила распространение благодаря криптовалютам. Расчетами в биткоинах сегодня уже никого не удивить, а курс растёт день ото дня. Так и создатели таких сетей не стали пренебрегать этим инструментом и внедрили криптовалюту в свои приложения. Суть очень проста — вместо лайков вы получаете «деньги» от других пользователей. То есть вы генерируете интересный и полезный контент, а в замен получаете не просто одобрение, но и некие средства которые в перспективе сможете потратить на что-то. Когда эта «перспектива» наступит сказать сложно, так как любая криптовалюта это активность людей вокруг неё, но уже сейчас в некоторых кофейнях в США, Европе, Азии, Украине и России начали принимать к оплате валюту таких соц сетей. Одна из самых динамично-растущих соц сетей — Nimses (Украинский стартап кстати, хотя именно «стартапом» это назвать тяжело, так как система разрабатывается уже более 2 лет), соц сеть является приложением как под iOS так и под Android, при регистрации вы получаете определённое количество криптовалюты, если вы зарегистрировались через промо-код участника, то получите и вы и владелец кода (например, вот мой код — nhifqbkxca). А далее всё просто, вы просто пользуйтесь приложением как обычной соц сетью. Но помимо этого, КАЖДУЮ минуту ваш счет будет автоматически пополняться на 1 единицу, а актуальный курс к доллару или евро вы можете посмотреть прямо в приложении. Так или иначе всегда есть шанс, что это приложение «выстрелит» как биткоин и тоже обогатит тех, кто поверил в него изначально, но этого мы не знаем.

Итог.

С появлением и постепенным распространением таких технологий как социальные сети с «деньгами» вместо лайков, мы все постепенно приходим к миру, который хорошо описан в одной серий сериала «Черное Зеркало», где всё влияние, состояние и вообще вся жизнь людей определялась социальным рейтингом в глобальном «приложении». Люди жили, ели, пили, развлекались и вообще оплачивали всё за «лайки» в этой сети. Хорошо это или плохо опять же решит каждый сам для себя, одно можно сказать точно — наши жизнь и привычный быт меняется на глазах и нужно адаптироваться максимально быстро.

Коментарии