Состояние рынка CRM в России

Продолжу делиться результатами анализа рынка ИТ в России, на этот раз — расскажу о наиболее близком моему сердцу рынку CRM.

Мы проанализировали причины отказа потенциальных клиентов, с которыми сталкиваемся в нашей работе по продвижению системы index.CRM. Наиболее интересны две цифры, полученные при этом анализе: у 19% тех, с кем мы общались как с потенциальным клиентом, уже есть другая система, выполняющая функции CRM (и они не намерены от нее отказываться), и еще 12% выбирают систему-конкурента уже в ходе общения с нами. Все остальные причины 69% причин отказа вообще не связаны с конкуренцией. И тех, кто в результате выбора не внедряет вообще никакую систему, больше, чем тех, кто выбирает наших конкурентов… Это замечательная статистика. Она говорит о том, что мы конкурируем в основном с отсутствием потребления в нашем сегменте рынка, а не с производителями каких-либо других решений.

Еще более интересен анализ того, какие именно решения выбирают те, кто предпочел наших конкурентов (или уже имеет какую-либо систему). Я не буду приводить конкретные цифры по основным конкурентам, скажу только, что фактическое распределение этих данных очень близко к оценкам рынка, которые дают некоторые известные консалтинговые компании. Самое примечательное кроется в том, что 29% компаний выбирают так называемое «свое решение». В подавляющем большинстве случаев это означает, что они используют Excel (возможно — с кучей специально написанных макросов, миллионом формул, и т.д.), или в той или иной степени дописанную «под себя» конфигурацию бухгалтерского решения от 1С (то есть — не CRM). А совокупная доля всех наших конкурентов, кто действительно предлагает CRM-решения, составляет всего 34%! Если теперь мы умножим эту цифру на 31% тех потенциальных клиентов, кто уже имеет CRM или собирается ее внедрить, мы получим цифру в 11%. Это — сегодняшний индекс проникновения CRM в средний бизнес…

Так что наш рынок, несмотря на солидный возраст (в годах), является еще очень молодым по уровню развития, и все лучшее у него еще впереди. Конкуренция с отсутствием потребления создает замечательные возможности развития для таких компаний, как наша.

 

Коментарии